Главная Реклама О Сайте Контакты

Упражнения и игры для формирования правильной осанки в младших классах

Категория: Омоложение | Автор: LinaLaPina | Дата: 20.01.2016, 12:06 | Комментари: 10 |

«Эффективность физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками»

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ гимназия №2

Цветкова Юлия Викторовна

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Введение …………………………………………… стр. 3

2.  Физкультминутки на уроках …………………… стр. 7

3.  Оздоровительные упражнения и гимнастические комплексы ………………………………………... стр. 9

4.  Физкультпаузы во время выполнения домашних

заданий …………………………………………….. стр. 17

Литература ………………………………………….. стр. 19

1.ВВЕДЕНИЕ.

Поступление в школу – важнейший момент в жизни каждого ребёнка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь ребёнку в преодолении трудностей, вставших перед ним.

Организм ребёнка младшего школьного возраста отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптиум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных пика. Первый подъём приходится на интервал 9-11 ч. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.

Начиная с 12 ч. Работоспособность учащихся начинает падать, заметно снижаясь к 14 ч.

Во второй половине дня начинается новый подъём, с 16 до 18 ч работоспособность остаётся достаточно высокой.

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в течение учебной недели. Её уровень в начале недели (понедельник) довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели (пятница, суббота) вновь падает. Поэтому распределять учебные нагрузки в течение недели нужно таким образом, чтобы наибольший её объём приходился на вторник и (или) среду.

Урок – основная форма учебного труда школьников. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.

Школьный урок включает в себя пять основных моментов:

·  Организационный момент.

·  Проверка домашнего задания.

·  Объяснение нового материала.

·  Закрепление полученных знаний.

·  Задание на дом.

Такая последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности:

1-ый период (врабатывания) характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (до 5-7 мин), несогласованностью действий, отвлечённостью внимания;

2-ой период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты урока;

3-ий период (пониженной работоспособности) совпадает с моментом закрепления полученных знаний.

Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Учёными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. В то же время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю – от 18 до 24 ч. Увеличение объёма двигательной активности за счёт организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте.

Уроки физической культуры обеспечивают педагогический и гигиенический минимум разносторонних образовательно-воспитательных воздействий и двигательной активности, необходимых для формирования потребности в систематическом использовании движений для сохранения здоровья учащихся.

Физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на переменах и в группах продленного дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нём движений, установлено следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;

- знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.

Объём двигательной деятельности ребёнка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

Двигательный режим учащихся начальных классов

Виды движений

Продолжительность (мин)

Утренняя гимнастика

10-15

Гимнастика до уроков

5-7

Физкультминутки на уроках

1-2

Гимнастика для глаз

1-2

Комплекс упражнений на мышечное расслабление

1-2

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

2-3

Динамическая перемена

25-35

Урок физической культуры

35

Прогулки с подвижными играми

35-90

Спортивный час в группе продлённого дня

35-90

Занятия в спортивных секциях

2-3 раза в неделю

Внутришкольные спортивные праздники

Ежемесячно

Внутришкольные спартакиады

По календарю соревнований

2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ.

Физкультминутки на уроках проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.

Являются обязательными для всех классов начальной школы.

Задачи:

·  Снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности.

·  Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений.

·  Возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.

·  Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Игры на динамических переменах

Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах учителями начальных классов решаются следующие задачи:

·  Создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся.

·  Включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в соответствии с принципами и правилами физического воспитания.

·  Добиться оздоровительного и рекреативного эффекта.

·  Развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям.

·  Обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.

Динамическая перемена проводится в свободной непринуждённой игровой форме с учётом пола и интересов детей.

«Пчёлы»

Пчёлы в ульях сидят

И в окошечки глядят,

Порезвиться захотели –

Друг за другом полетели.

«Рыжий кот»

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот,

Встал и выгнул спину в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапками пошёл,

Тихо песенку завёл.

«Совушка-сова»

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ,

Гимнастика до уроков

Задачи:

·  Ускорить вхождение организма в активную учебную работу;

·  Достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;

·  Воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.

Условия проведения:

Комплекс упражнений гимнастики до учебных занятий проводят под музыку в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

«Встанем, дети»

Встанем, дети,

Скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5.-

Приподнялись,

Чуть присели

И соседа не задели,

А теперь придётся встать,

Тихо сесть,

Писать начать.

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

«Жук»

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко. Низко наклоняюсь.

Гимнастика для пальчиков рук

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведёт к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание И. канта прозвучало ещё задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека (Э. В. Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.


Задачи:

·  Стимуляция развития речи у детей раннего возраста.

·  Подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников.

·  Тренировка внимания.

·  Координация движений.

·  Адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра.

А для волка… кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

«Домик»

1, 2, 3, 4, 5.

Вышли пальчики гулять.

1, 2, 3, 4, 5.

В домик спрятались опять.

Самомассаж пальцев рук

·  Растереть ладони.

·  Промассировать руками шею.

·  Промассировать руками плечи.

·  Промассировать руками голову.

·  Встряхнуть кисти рук.

Гимнастика для глаз

Задачи:

·  Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений.

·  Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперёд-назад, носом «рисуем» дерево.

Комплекс

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

3.  Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

1.  Глазками передвигаем муху из одного домика в другой.

2.  Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3.  Управляем мухой молча. (Направление задаёт учитель движениями рук.)

Упражнения на релаксацию

Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут.

«Трясём кистями»

И. п. – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

«Поднимаем и опускаем плечи»

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение.

Упражнения для формирования правильной осанки

Осанка – это превратившаяся в стойкую привычку манера держать своё тело. Правильная осанка придаёт человеку красивый внешний вид и создаёт лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя. Стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Задачи:

·  Научить учеников заботиться о правильном положении тела.

·  Координация движений.

·  Правильное сочетание движений с дыханием.

«Дружно встали»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

1-2, 1-2, 1-2-3,

Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту.

«Мы проверили осанку»

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый.

Потом быстрее мы пойдём

И после к бегу перейдём.

Упражнения дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические – сопровождаются движениями.

«Дышим глубже»

Носом – вдох,

А выдох – ртом,

Дышим глубже,

А потом –

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

«Чудо-нос»

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

1, 2, 3, 4 –

Снова дышим:

Глубже, шире.

4. ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий.

Домашние задания даются с учётом возможности их выполнения6 в 1 классе (со второго полугодия) – за 1 час, во 2 классе – до 1,5 часов, в 3 и 4 классах – до 2 часов.

Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.

Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 мин, его длительность 7-8 минут. Последующие физкультпаузы (продолжительностью 10 мин) проводятся через каждые 15-20 мин.

Физкультпаузу лучше проводить в другой, предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой воздуха 17-19˚С. Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми.

Правильно проведённая физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма.

Комплекс №1

1)  И. п. – стойка ноги врозь. Правую руку через сторону вверх, левую за спину; вернуться в И. п. То же начиная с левой руки.

2)  И. п. – руки к плечам. Наклониться вправо, руки вверх; вернуться в И. п. То же в другую сторону.

3)  И. п. – руки на поясе. Отвести локти назад, прогнуться, вернуться в И. п.

Комплекс №2

1)  И. п. – сидя за партой, руки за голову. 1-2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3-4 – И. п. То же влево.

2)  И. п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперёд, пальцы разжать; 2 – И. п.

3)  И. п. – стоя у парты, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – вверх;

3 – в стороны; 4 – И. п.

Предлагаемые упражнения можно проводить в трёх вариантах: не вставая со стула; вставая со стула, но, не отходя от стола; передвигаясь по классу. При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – М., 2007.

2.  Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г., Казакевич Н. В. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

3.  Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб., 1997.

4.  Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Творчество в двигательной деятельности дошкольника6 Книга для воспитателей детского сада. – М., 2000.

Источник: http://pandia.ru/text/78/035/42146.php

Добавить комментарий!

Имя:
E-Mail:
Код:
Строение желудка человека схема
Введите код: