Главная Реклама О Сайте Контакты

Карта благовещенкы запоризька область куйбышевськый раён

Категория: Флеболог | Автор: Giddyup | Дата: 13.07.2015, 22:36 | Комментари: 1 |

 

Сварщик по профессии и этнограф по призванию создал удивительный музей украинского быта на родительском подворье

Валентина ПРЯДЧЕНКО

БЕРДЯНСК

10 лет назад житель Бердянска Владимир Саенко побывал в Национальном музее архитектуры и быта Украины в Пирогово под Киевом и буквально «заболел» идеей создания подобного музея в наших краях.

Так на родительском подворье Саенко в селе Благовещенка Куйбышевского района родился удивительный аматорский музей «Сільське подвір’я», где безо всяких бюджетних подпорок и руководящих указаний чиновников от культуры Владимир Николаевич создал настоящий этнографический заповедник украинского быта. Он здесь сам себе директор, экскурсовод, спонсор и хранитель экспонатов.хата

Поразительно, но Владимир Саенко окончил всего лишь профессионально-техническое училище и до выхода на пенсию всю жизнь работал газоэлектросварщиком: на Первомайском заводе в Бердянске, на «Мотор-Сичи» в Запорожье, перед выходом на пенсию был частным предпринимателем в этой же сфере. А теперь он работает в архивах и библиотеках, серьезно изучая историю родного края. Среди самых важных дел его жизни – «должность» церковного старосты и восстановление сельского храма. Кроме того, он с юности увлекается спортом и является одним из самых первых членов Бердянского клуба любителей бега и зимнего купания. И при этом обладает удивительным чувством юмора. И это все – о нем.

Все начиналось с десятка старых вещей

Владимир Николаевич затрудняется назвать точное количество своих экспонатов.

— Думаю, что больше трех тысяч, — задумчиво говорит он. – Одних только утюгов 120, разных горшков – 140. Мне некогда все это считать.

— А начиналось все с чего? И где?

— Тут и начиналось. Этой старой хате лет 150. В 2005 году я съездил в Пирогово, а вернувшись в Благовещенку, посмотрел на свое подворье другими глазами: там — макитры, там — старые чемоданы и скрыни и другие домашние вещи. Штук 10-15. И решил начать собирать старинные вещи народного быта. Потом что-то дали соседи, односельчане. Так и пошло.

Сначала в старой хате поставил патефон, повесил рушники, поставил горшки. Здесь, во дворе есть еще дом, построенный родителями больше 60 лет назад. Постепенно и в нем к нашим домашним вещам добавлялись новые экспонаты.

Потом на подворье появились сани, подвода, сельхозинвентарь…лапти

— Люди вам просто отдавали, или пришлось покупать?

— Отдавали только в самом начале. Сейчас никто ничего так не отдает.

— В вашей старой хате осталась обстановка вашей родительской семьи?

— В основном – да. Но многое добавлялось. Печь я выбросил, она много места занимала.

— Сколько в хате жило человек?

— До 57-го года – семь человек: мои родители, две сестры, два брата, я, потом еще и племянник. Дети, в основном – на лежанке, на печи – родители. Еще стояла кровать. Две комнаты были жилые. А с другой от входа стороны были кони и коровы. Так и жили.

— В старой хате висит много пучков лекарственных трав. Это – для колорита?

— И для колорита тоже. Но я не принимаю лекарств. Сам эти травы собираю. Если надо, заварил нужную траву. Все собираю здесь, в селе. Ко мне приезжают дети-инвалиды из Бердянска, из Центра «Академия ремесел». Я с ними хожу, мы мешками травы собираем. Они чаи делают для бойцов. А я мед даю для армии, у меня здесь пасека, сало им возил для передачи бойцам. Я с ними дружу, с «Академией ремесел».

— Хату они вам расписали?вся хата

— Да. Они ко мне каждый год приезжают сюда на мастер-классы – кузнецы, гончары, художники. У них в Бердянске бывают свои недельные школы для инвалидов, а на один день они приезжают ко мне. Хату расписали так, как расписывали в Полтавской, Черниговской области. В наше село, которому 210 лет, переселились когда-то выходцы оттуда. А здесь уже жили казаки.

— А вы – казак?

— Да, меня приняли в Азовское казачье войско, я изучил его историю. Меня и принимали здесь в казаки.

«В школе у меня были пятерки только по истории и физкультуре»

— Владимир Николаевич, ваш музей заставил вас интересоваться историей?

борть— Конечно. Зимой регулярно хожу в бердянские музеи. Езжу в Запорожье, Днепропетровск, в Гуляйполе регулярно бываю. Записываю, выписываю, общаюсь с сотрудниками. Хожу в библиотеку нашего педуниверситета, много интересного узнаю. Например, о названиях привычных предметов, которыми пользовались мои родители, односельчане. Вот вилы, например – баштармак. А каток, которым зерно вымолачивали из пшеницы — гармак. Раньше я знал свои, сельские названия. Кроме того,

читаю исторические книги. Это все мне нужно для развития. Видели мои книги? У меня 8 томов Яворницкого, Новинский, другие историки, которые описывали наш край. Я давно всем этим увлекаюсь.

Как давно? Со школы?

— Наверное. В школе у меня были пятерки только по истории и физкультуре. До школы было далеко, два с половиной километра. Пока придешь – уже четвертый урок. Чоботы помыл – и домой пошел (смеется).

Но на историю вас хватало?

— На историю – да. У нас тогда был сельский музей, так я туда все каски носил. Они после войны еще долго по полям валялись. Принес штук десять, говорят, что хватит. Попробовал на металлолом сдавать, тоже не берут – легкие.

Среди ваших исторических экспонатов есть современные гильзы. Это откуда?

— Это уже наше время. Рядом Камыш-Зоря, станция. Приходят эшелоны, выгружаются и едут по трассе недалеко от меня (подворье Саенко — на самом краю села В.П.). Шла 79-я бригада, сотня, наверное, машин. Они ломаются. Я пошел, к себе пригласил. Они тут камеры клеили, ремонтировались. И ребята подарили мне каску современную, две гильзы с гаубиц. А я им шурпы наварил, душ устроил. Ко мне регулярно заезжают из разных батальонов, волонтеры, когда едут в зону АТО и оттуда. Молочка попьют с медом, отдохнут и — дальше.

«У меня нет двух одинаковых экспонатов»

— Владимир Николаевич, ваша коллекция очень велика. И много предметов одного ряда. Вот утюгов я вижу многие десятки.

— Их 120 штук. А есть еще рубель и качалка – «утюг» наших бабушек.

рубель-1

А потом пошли чугунные утюги на древесном угле, затем – такие, которые нагревались на плитке.

— Зачем столько? Вы не можете удержаться, чтобы не купить?

— Не могу. Как любой коллекционер. Но они все разные, у меня нет одинаковых утюгов, вообще – двух одинаковых экспонатов. Я могу один-два поменять с кем-нибудь, а так — все это – коллекция. В селе, знаете, раньше, утюгами кучу сложенного сена придавливали, утюги в виде груза использовали. Они и валялись у многих, я их собрал.

— Владимир Николаевич, откуда ваш гончарный круг?

— Я привез его из Черниговской области. Он старинный. Колесо взято с брички. Он рабочий, хотя на нем нелегко работать.

DSC01377

Сейчас электричество вращает круг, а раньше – ногой. В прошлом году народный мастер Вельчев с Хортицы приезжал и за 5 минут сделал тот кувшинчик, который на нем стоит.

— У вас здесь много горшков, макитр. Это местная посуда?

— Да, раньше у каждого на чердаке стояли такие макитры на 50, на 100 литров. Там хранили фасоль, горох, зерно, в деревянных ящиках, привешенных к дереву сало хранили. В погребе – соленые капусту, огурцы, помидоры, кавуны держали, еще в 70-х годах так было. Холодильников тогда не было здесь. Не было и кастрюль – только чугуны. На чердаке всегда они были – и на хозяйство, и на подарок кому-нибудь.

— Вижу деревянные корыта разного размера.

— А металлических изделий раньше в селе не было. Корыта выдалбливали из липы и вербы. Детей купали — такие корыта теплые, тесто вымешивали, сами купались, белье стирали. У меня их 12 штук. В основном они привезены с Полтавщины и Черниговщины.

корыта

— А такие каменные сосуды разной формы, это что?

— Тоже корыта. Из них скотину поили. Они из гранита, песчаника, известняка. В нашей местности много разного камня. И каждый мастер делал по-своему: круглые корыта, прямоугольные.

— Владимир Николаевич, ваши ульи-колоды это – не декорация?

— Нет, настоящие, у меня там пчелы живут. Раньше пчеловодство называлось бортничеством. Такие улики-колоды ставили в лесу, вешали на деревьях.

Потом бортники мед собирали из таких колод. И я собираю медиз своих уликов. У меня много их еще в садочке.

— В вашем садочке много сосен. Это вы их насадили?

— Да, шесть лет назад высадил 350 сосенок. Принялось 320. Вначале хотел весь огород засадить.

— Вместо картошки?

— Да. Потом остановился. У нас полсела уже садит сосны. Берут у меня и садят. Я около церкви посадил 8 сосенок, возле школы каждый год высаживают. Из Бердянска приезжают.

— То есть, получился такой питомник?

— Да. И у меня там не только сосны, есть разный можжевельник. Я люблю, чтобы было красиво.

— К вам приезжают люди, чтобы посмотреть на это богатство?

— Приезжают из Бердянска, Запорожья, Мариуполя, из России, Белоруссии. В гостевой книге записывают свои впечатления. Детей привозят группами.

— Вы проводите экскурсии?

Хата внутри

— Да, все показываю, рассказываю. Мы тут варим вареники, угощаю людей. Дети могут сами полепить и потом съесть свой вареник.

Дрес-код — вышиванка

— Владимир Николаевич, как вы стали проводить у вас на подворье «Козацькі розваги»?

розваги

— Людям нужны праздники и знание своих корней. Наше село было основано как солдатская слобода. Благовещенка и Белоцерковка – самые старые села Запорожской области. У нас же тут Алексеевская крепость, тут проходили границы царской империи. 210 лет селу – это официальный возраст. По речке Берда проходила граница с ногайцами. Тут такая красота, грех было не поселиться. Только в нашем селе – шесть речек. Если вернуться к празднику, сначала мы проводили праздник первого снопа. На пшеничное поле на моем огороде выходили со священником, женщины серпами жали пшеницу.

В соответствии с исторической традицией?

— Да. Я видел такое в Пирогово. Но там три женщины вышли, а у нас человек 30-40. Сжали пшеницу, сложили в снопы, принесли во двор, цепами помолотили, на жерновах смололи муку. Хлеб мы заранее испекли, но вынесли на рушнике, как положено. И людям очень понравилось. Все спрашивали: «Когда снова будут снопы?». Два года мы проводили такой праздник. А потом стали проводить «Козацькі розваги». Люди приходят и приезжают в вышиванках. Я их ориентирую на такой дрес-код. Приезжает из Бердянска академическая хоровая капелла «Промінь».

— Наверное, здесь их пение звучит по-особому?

— Вы не поверите – они как запели «Реве та стогне Дніпр широкий», буря сначала поднялась, а потом сразу утихла, и люди до утра праздновали.

На «Козацькі розваги» приезжают спортсмены-тяжелоатлеты из Бердянска, чтобы украсить праздник. Мы тут проводим силовые соревнования. Козаки же были сильными. Спортсмены привезли штангу, показали тут класс – 150 килограммов поднимали.

колесо

У нас тут соревнуются 4 команды из сел Благовещенка, Белоцерковка, Куйбышево и Камыш-Зоря. Армспорт, толкание ядра, перетягивание каната, погрузка мешков на бричку, замена колеса брички.

— То есть, силовые виды?

— А как же! Нация я же слабеет, вырождается. Я вот хожу в спортзал, смотрю на молодежь. Много таких, что не могут ни в волейбол играть толком, ни в баскетбол. Про ручной мяч думают, что он с ручкой… Мы такими не были.

— Вы же не сидели часами перед компьютером, а они сидят.

— Я два с половиной километра до школы шел, потом – назад. По бездорожью, грязи на сапоги налипнет…

сани и телеги

— Но вы же не желаете современной молодежи таких дорог и таких сапог?

— Я хочу, чтобы они были здоровыми, а для этого занимались спортом. Потому и провожу «Козацькі розваги». Тут людей собирается тысячи полторы, а может, и больше.

И церковный староста, и спортсмен

— Возвращаясь к музею, к экспонатам, не могу не спросить: вы по-хорошему больны коллекционированием?

— Да, но я все-таки не очень болен. У меня есть куча других интересов.

Я ведь еще и церковный староста. Нашему Свято-Преображенскому храму 150 лет. Он пережил разные времена: и склад там был, и спортзал, и кино в нем крутили.

— Слава Богу, что хоть не взорвали.

— Да, сохранился. В 1990-м году освятили храм. Религия – это огромный пласт истории. Теперь мы, громада, занимаемся реставрацией церкви. Сейчас делаем купола. Я нашел старый проект, и мы восстанавливаем все в соответствии с ним. Вникаю во все, в особенности архитектуры, а раньше, конечно, ничем подобным не занимался.

— Знаю, что вы поддерживаете сельскую футбольную команду.

— А как же. Я ведь – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Я, когда приехал в училище, сразу выиграл первенство города по легкоатлетическому кроссу. Приехал из села и выиграл, притом, что в Бердянске была не одна ДЮСШ, спортклубы были. Я 20 лет никому не проигрывал забеги на 400, 800 метров, 3 тысячи метров, 5, 10 тысяч. Для тренировки бегал из Бердянска в Благовещенку.

— Ого! А сколько это километров?

— 59 километров. Сумку с ребятами передал, а сам за 4,5 часа добегал. И при этом экономил 95 копеек на билет.

бричка

— Насколько я знаю, вы и теперь общаетесь со своими друзьями-спортсменами, еженедельно ходите с ними в сауну.

— Общаюсь регулярно не только в сауне. Я участвую во всех забегах Клуба любителей бега, в зимних заплывах на Крещение, Сретение и так далее. Олег Коваленко (координатор клуба любителей бега – В.П.) звонит: «Николаевич, бежим тогда-то». Сам-то я инертный, в селе, в основном, живу. Но – надо, и я прихожу к 8 часам к памятнику браконьерам (памятник рыбакам – В.П.), пробегаю, потом еду в село. В Олимпийском дне, который проводил педуниверситет, тоже принимал участие. А как же!

— То есть, вы живете и в Бердянске, и в селе? На два дома?

— Да, в городе живу возле стадиона «Торпедо». Зимой сюда, в село, приезжаю, натоплю печь и занимаюсь реставрацией вещей. Я же сам и реставратор. А летом почти постоянно здесь.

— Владимир Николаевич, как вы считаете, мы в нашей местности чувствуем себя украинцами?

— В селе все украинцы. А уже в Бердянске, наверное, процентов 10 ощущают себя украинцами. Остальные, знаете – «Иваны, не помнящие родства». Им любые лозунги можно навязать, и они пойдут за ними. Нет чувства родины, корней своих.

— Что нам всем нужно для нормальной, счастливой жизни?

— Работать. Некому работать. В селе некому швабру сделать. В Бердянске никто колесо не сделает. А все, что здесь у меня есть, сделано руками наших предков. Не из Китая же привезено. Такие прекрасные вещи:

санки, брички, вилы да все. Оно пережило уже много лет, и еще 100 лет, не меньше, будет служить. Люди знали, как делать и из чего делать.. Так что рецепт счастья простой – любить Украину, садить деревья, сады и работать, работать, работать.

Источник: http://www.volkmedia.info/news/svoe-pirogovo

Добавить комментарий!

Имя:
E-Mail:
Код:
Препараты используемые при лечении алкоголизма
Введите код: